Эта статья устарела!
Обо всех основных изменениях в порядке уплаты алиментов с 1 января 2019 года читайте в новой статье на нашем сайте:
В России на протяжении последних лет самым острым и волнующим вопросом семейного и алиментного законодательства является возникновение долга по алиментам. Общая сумма алиментной задолженности в России исчисляется 100 миллиардами рублей, однако существует эта цифра лишь на бумагах – фактически взыскатели алиментов на несовершеннолетних детей либо получают очень низкие суммы выплат, либо не получают их вовсе. А должники, численность которых более 800 тыс. человек, всячески избегают контакта как со взыскателями, так и с судебными приставами-исполнителями, и не несут ответственности за неуплату средств на содержание детей.
С 2018 года благодаря принятию Указа Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», который будет действовать до конца 2027 года, началась усиленная работа законодательных и исполнительных органов в области алиментов.
Также 2018 год в разрезе алиментного законодательства можно отметить тем, что начали действовать принятые в 2017 году нововведения в части усовершенствования доведения алиментных выплат до получателей посредством введения социальных гарантий и расширения мер воздействия судебными приставами на должников. В 2018 году были предложены и находятся на рассмотрении отдельные законопроекты, также направленные на облегчение положения взыскателей алиментов, долгое время не получающих выплаты.
Новые законы об алиментах – изменения 2018 года, уже вступившие в силу
Все действующие нововведения в 2018 году касаются разрешения самого острого вопроса – выплаты алиментной задолженности. Основные законопроекты, которые были утверждены, направлены на создание специальной социальной выплаты неполучателям алиментов, а также на расширение сферы полномочий и обязанностей судебных приставов-исполнителей и работодателей должников.
В связи с установлением новых значений прожиточного минимума (ПМ) и минимального размера оплаты труда (МРОТ) по России в 2018 году произошли изменения в определении размера алиментов.
- Согласно приказу Минтруда России от 25.06.2018 № 410н размер ПМ на детей за 1 квартал 2018 года равен 9959 рублей. Прожиточный минимум применяется при расчете алиментов, если отец не работает или имеет нестабильный доход. Таким образом, минимальные алименты на ребенка в 2018 году с неработающего могут быть взысканы в твердой денежной сумме, кратной величине ПМ в регионе проживания ребенка.
При долевом удержании алиментов с официально работающего родителя, взыскатель имеет право требовать ежемесячные алименты с работодателя не менее 2 790 руб.
Это связано с установлением с 1 мая 2018 года МРОТ по РФ в сумме 11 163 руб. (ст. 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82-ФЗ).Следовательно, минимальные алименты на 1 ребенка в 2018 году с работающего отца составят 11 163 / 4 = 2 790 руб.
Выплата пенсии по потере кормильца вместо алиментов
7 марта 2018 года вступил в законную силу и начал применяться на практике Федеральный закон №48-ФЗ «О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
Чтобы получать пенсию по потере кормильца вместо алиментов, взыскателю необходимо соблюсти ряд условий:
- наличие судебного приказа или исполнительного листа о назначении алиментов;
- возбуждение исполнительного производства в отделении управления федеральной службы судебных приставов (УФССП);
- наличие алиментной задолженности (т.е. неуплата алиментов);
- объявление должника приставом в исполнительный розыск в связи с неустановлением его местонахождения и наличие одноименного постановления;
- отсутствие результата проводимых розыскных действий после истечения годичного срока объявления в розыск.
На основании вышеперечисленных обстоятельств судебный пристав самостоятельно или же по инициативе взыскателя должен разъяснить ему порядок выступления в районном суде с исковым заявлением «О признании должника безвестно отсутствующим лицом». Основанием для принятия судом положительного решения станет предъявленная именно приставами информация о безрезультатности проведения розыскных действий, включая показания свидетелей.
Действуя в защиту прав несовершеннолетних, суды в большей части принимают положительные решения по данным искам.
Несмотря на то, что, по сути, алиментные обязательства должника становятся обязанностями государства, им данная процедура не приносит ничего хорошего: если вдруг неплательщик объявится, его ждет масса неприятных последствий:
- во-первых, государственные выплаты в виде пенсии по потере кормильца автоматически станут долгом неплательщика уже перед государством;
- во-вторых, суд при вынесении решения направляет его во многие службы и ведомства с целью признания недействительными отдельных документов должника: паспорта, водительских прав, медицинского полиса, также происходит снятие лица с регистрационного учета;
- в-третьих, чтобы восстановить свои документы и гражданские права, неплательщику придется обращаться в суд с оспариванием предыдущего решения.
Индексация алиментов в твердой денежной сумме организацией
Когда алименты в пользу ребенка взысканы в твердой денежной сумме (ТДС), предусматривается их ежеквартальная индексация пропорционально росту прожиточного минимума на ребенка в регионе его проживания (ст. 117 Семейного Кодекса (СК) РФ).
Индексация производится для того, чтобы алименты в ТДС соответствовали постоянному росту потребительских цен на товары и услуги.
Ранее отслеживание индексации алиментных платежей было обязанностью судебных приставов-исполнителей, которые ввиду их высокой рабочей загруженности и огромному количеству исполнительных производств нередко упускали проведение этой работы. В итоге твердая сумма алиментов достаточного количества взыскателей не менялась годами, что приводило к нарушению прав несовершеннолетних на нормальное содержание от обязанного к уплате родителя: цены росли, а алименты оставались прежними.
Данная проблема была разрешена 14 ноября 2017 года вследствие вступления в силу Федерального закона №321-ФЗ.
Законодатели объяснили подобную поправку в Семейный кодекс тем, что работодателям гораздо проще будет отслеживать индексацию алиментов, поскольку единиц плательщиков в твердой сумме у них в разы меньше, нежели исполнительных производств у судебных приставов-исполнителей.
Пример. На одно предприятие N, насчитывающее 3 000 сотрудников, плательщик алиментов в ТДС всего один, а у судебного пристава, ведущего участок района N в этом же городе, свыше 400 исполнительных производств на алименты в ТДС. Естественно, работодателю проще отследить и грамотно рассчитать индексацию алиментов с одного работника, нежели приставу с 400 плательщиков.
Расширение полномочий судебного пристава исполнителя в отношении должника
Когда у неплательщика нет официального заработка, средств на счетах в банке и имущества, на которое можно обратить взыскание, при наличии задолженности свыше 10 000 руб. к нему можно применять меры административного воздействия.
Наиболее жесткими (помимо уголовной ответственности) для должников в нашей стране являются нормы применения ст. 5.35.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, а именно:
- обязательные работы на срок до 150 часов;
- административный арест на срок от 10 до 15 суток;
- штрафование должника в сумме 20 тыс. руб. в случае невозможности применения двух указанных выше мер.
Однако даже привлечение к этим видам ответственности требует от судебного пристава соблюдения ряда условий, одним из которых является неоднократное уведомление должника о возможном применении мер по ст. 5.35.1 КоАП и взятие с него письменных объяснений о причине наличия задолженности.
Получается замкнутый круг: должники не идут на контакт с приставами, не являются для дачи объяснений – а, следовательно, и привлечь их к ответственности не представляется возможным. Обращение в органы внутренних дел для осуществления задержания и доставления неплательщиков существенно замедляло и тормозило работу сотрудников УФССП.
В конце октября 2017 года проблема разрешилась: в ст. 27.2 и 27.3 КоАП РФ были внесены изменения, расширившие полномочия судебных приставов-исполнителей в части самостоятельного привода и задержания должников.
Теперь механизм привлечения к административной ответственности стал существенно проще и представляет собой следующую последовательность:
- Наличие алиментной задолженности.
- Вызов должника на прием в ФССП.
- Отсутствие реагирования неплательщика.
- Вынесение постановления о задержании и приводе.
- Доставление в отделение УФССП.
- Взятие объяснений судебным приставом у должника.
- Вынесение решения о привлечении к ответственности в случае непогашения алиментного долга.
Уменьшение размера неустойки за просрочку выплаты алиментов
16 мая 2018 года депутатом фракции КПРФ Тамарой Плетневой повторно был внесен в Государственную Думу законопроект об уменьшении размера взыскиваемой судом неустойки за просрочку алиментных платежей. Суть законопроекта состояла в следующем:
- снизить фактический размер неустойки с 0,5% до 0,1% в день от общей суммы просроченной алиментной задолженности;
- наделить суды полномочиями по уменьшению размера неустойки с учетом материального и (или) семейного положения алиментщика, если взыскиваемая сумма несоразмерна выплате.
Инициативный документ успешно прошел три чтения Госдумы, и 24 июля 2018 г. был одобрен на заседании Совета Федерации. Соответствующий закон был подписан Президентом России В. Путиным от 29.07.2018 № 224-ФЗ.
Изменения в алиментном законодательстве, находящиеся на стадии рассмотрения в 2018 году
Законопроекты, находящиеся на стадии рассмотрения в Госдуме, являются положительными не только для взыскателей алиментов, но отчасти и для должников. Это положение относится к защите неких социальных гарантий обоих сторон алиментного производства. Например, предлагается запретить удерживать в счет алиментов выплаченные лицу-должнику социальные гарантии (иные алименты на другого ребенка, возмещение вреда здоровью, средства материнского капитала и т.д.).
Ниже подробно рассматривается, какие законопроекты были внесены для рассмотрения в Госдуму в 2018 году и на какой стадии рассмотрения они находятся.
Создание специального социального банковского счета
Законопроект №221778-7 был внесен в Государственную Думу летом 2017 года, но в настоящее время прошел только одно чтение. Сутью законопроекта является то, что социальные выплаты физическим лицам (средства за возмещение причинения вреда здоровью, пенсия по потере кормильца, алиментные на иного ребенка), на которые не может быть обращено взыскание приставами для ликвидации алиментной задолженности, будут вноситься на специальный социальный банковский счет.
Обращение взыскания на средства с такового счета будут наказываться применением ответственности к должностному лицу в размере от 50 тыс. руб. до 1 млн. руб.
В настоящее же время судебные приставы-исполнители имеют право списания денежных средств со всех без исключения счетов должника и, более того, законом не предусмотрено выяснение приставом целевого назначения этих средств. Это влечет в некоторых случаях списание средств должника, запрещенных к взысканию, что в дальнейшем выливается в череду обжалований неплательщиками, чьи социальные права грубо нарушаются.
Законопроект уточняет, что иные средства должников, не имеющие отношения к социальным гарантиям, не будут иметь возможности зачисляться на специальный банковский счет.
Будет ли государство платить алименты за неплательщиков в 2018 году?
10 июля 2018 года в Госдуму был внесен законопроект №507182-7 о внесении изменений в ст. 112 СК РФ. 12 июля 2018 года законопроект направлен в Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей для дальнейшего его рассмотрения.
Внося подобное предложение, законодатели ссылаются в первую очередь на защиту гарантий несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, признанных нуждающимися в алиментах лицами.
Что не изменилось в законодательстве по алиментам?
Некоторые громкие и широко обсуждаемые инициативы, которых так ждали взыскатели алиментов, так и не были утверждены депутатами Госдумы, поскольку, по их мнению, законодательство в этой части достаточным образом соблюдает гарантии алиментополучателей.
В итоге были отклонены такие законопроекты, как:
- Алименты после 18 лет – проект предлагал фактическую выплату средств при обучении совершеннолетнего лица по очной форме в школе или ВУЗе до его окончания, однако был отклонен в пользу существующей законной нормы – ст. 80 и ст. 120 СК РФ устанавливают прекращение алиментных обязательств при достижении ребенком совершеннолетия независимо от места и формы его учебы.
- Уплата жилищных алиментов – выплаты на некие жилищные гарантии ребенка отдельно проживающим родителем (например, оплата ипотечного взноса за долю ребенка или частичная оплата коммунальных услуг либо часть выплаты за съемное жилье, в котором проживает ребенок). В итоге подобная инициатива была отклонена ввиду фактически существующей в законодательстве альтернативы – а именно ст. 86 СК РФ о возможности взыскания дополнительных расходов на ребенка, которую можно использовать в том числе и на реализацию жилищных прав несовершеннолетнего.
- Создание особого алиментного фонда – речь идет о некой финансовой «подушке», из которой могли бы выплачиваться алименты тем взыскателям, которые не получают ежемесячные платежи по самым различным на то причинам. Однако в случае принятия вышеуказанного законопроекта №507182-7 о выплате алиментов государством спустя полгода их неуплаты, алиментным фондом по сути могут стать средства органов социальной защиты населения, которые возьмут на себя данные финансовые обязательства.
- Установление минимального размера алиментов – инициаторами законопроекта некогда стали депутаты партии ЛДПР, предлагающие минимальный алиментный порог в размере 15 тыс. руб. Данная инициатива не нашла подтверждения и в настоящее время минимума и максимума по величине алиментов не существует. Ведь размер алиментов складывается из самых различных факторов: способа взыскания, социального и семейного положения сторон, размера дохода плательщика и т.д.